Вопрос о семейном насилии
Добавлено 16 февраля 2018К законопроекту, касающемуся семейного насилия, Госдума решила вновь вернуться.
Еще в 2017 году была произведена частичная декриминализация побоев. Теперь очередь за профилактикой семейно-бытового насилия.
В прошлом году за побои приходилось платить штрафы, однако депутаты и правозащитники считают, что это не соответствует целям наказания. А с учетом того, что в последнее время домашнее насилие стало отличаться особой жестокостью, то надо будет реанимировать законопроект, который был внесен в 2016 году и направлен на защиту жертв.
Авторы данного проекта — Антов Беляков и Салия Мурзабаева. В пояснительной записке к законопроекту авторы обозначили, что сейчас не развиты в должной мере механизмы защиты для потерпевших. Нет программ по реабилитации, нет охранных предписаний. В результате и нет никаких мер воздействия на потенциального преступника. А между тем число скандалов даже после штрафов не уменьшается, как и насилия по отношению к близким. Ведь если насилие было совершено дома, то полиция даже не может привлечь человека к ответственности за хулиганство. Ведь соответствующая статья затрагивает лишь действия, совершенные в общественных местах.
А между тем, за 2015 год 40% тяжких насильственных действий совершалось именно в семье, а в кризисные центры обратились 102 тыс человек, из которых 55,6 тыс — женщин.
Сейчас проект прорабатывается с тем, чтобы он был готов к весенней сессии.
В законопроекте предусмотрен упрощенный порядок выдачи полиции внесудебных защитных предписаний, цель которых — защита пострадавших и близким им лиц. Согласно этому предписанию, правонарушителю запрещается совершать насилие, преследовать того, кто подал заявление, общаться напрямую или по телефону не только с заявителем, но и с близкими ему людьми. Так же ему запрещается приобретать и пользоваться оружием.
Еще раньше домашние побои были в категории частных обвинений (то есть подача заявления и сбор улик — дело самого обвинителя). Затем их сделали частично-публичным, то есть дело могли возбудить по заявлению потерпевшего, а вот сбор улик и доказательств — это дело правоохранительных органов. Правда, в 2017 году опять пришли изменения, в результате побои стали административным правонарушением. Кроме того, тогда появилась статья, которая вновь перевела дело о повторных побоях в разряд частных. То есть жертве приходилось собирать доказательства, обращаться в суд, нанимать адвоката, в то время как обвиненному адвокат предоставлялся бесплатно. Однако на деле ничего изменилось и число побоев от таких введений как было высоким, так и осталось. Причина в том, что не все жертвы имеют достаточно средств и времени, чтобы собрать нужные документы и нанять адвоката. Ведь не все являются владельцами зарегистрированных акций.
В прошлом году среди пострадавших от семейных конфликтов было 5 тыс детей. За первую половину года зарегистрировано было около 57 тыс. преступлений, которые совершены на бытовой почве.
Статистика печальна. 70% тех, кто звонил по телефону доверия для женщин, которые пострадали от домашнего насилия, никогда не обращались в полицию. А из тех, кто все же обращался, 80% оказались недовольны. Причем 40% из звонивших — люди, получившие черепно-мозговую травму.
Комментариев пока нет
Комментарии