О системе возврата списанных мошенниками средств
Добавлено 15 мая 2016Банки долгое время жили в ожидании роста числа мошенников. Так, в соответствии со ст. 9 закона «О национальной платежной системе», устанавливался проклиентский порядок возмещения средств, если они были списаны в результате мошеннических действий. Но, несмотря на опасения, количество мошеннических операций больше не стало. Правда, не оправдались и надежды авторов статьи. Число клиентов, которым банки бы возмещали потерянные и списанные средства, тоже не стало больше.
Более двух лет клиенты не имели возможности вернуть средства, которые с карты незаконно списали. В законе данная процедура прописана не было. И все, на что мог надеяться клиент, — так это на процедуру оспаривания внутри самого банка.
В начале 2014 года ситуация изменилась, так как вступила в силу статья 9 закона «О национальной платежной системе». В этой статье как раз оговаривался порядок действия для возврата гражданами средств по спорным операциям. Срок оспаривания давался — 1 день. В течение этого времени клиент может оспорить операцию и потребовать возврата средств. В случае, если банк не сможет доказать нарушение правил пользования картой, то деньги он должен будет вернуть на карту клиента.
Однако и здесь есть множество нюансов. Так, если за клиентом признается вина в утечке конфиденциальной информации или пин-кода, то его иск по возврату средств будет отклонен. Введение статьи 9 в закон мало отразилось на некоторых банках, так, например, в Альба-банке, Райффайзенбанке и в Тинькофф-банке доля удовлетворенных исков как была на уровне 40 — 75%, так и осталась. Сами банки объясняют это политикой компаний, которая и до введения закона была проклиентской. А вот у Росбанка число положительных решений в пользу клиентов возросло.
Кроме того многие банки для дополнительной защиты своих клиентов перешли на чиповые карты, с которыми сложнее произвести мошеннические действия без участия владельца. А если последний так или иначе принял участие в сомнительной операции, то он лишается права на возврат списанных средств.
Банки, опасающиеся, что клиенты сами будут проводить списание средств, а потом оспаривать процесс, выдавая его за мошенническую операцию, так же не оправдался. Скорее всего, подобные истории банкиры использовали в ходе дискуссий при обсуждении статьи лишь как рычаг для давления на законодателей.
Чаще всего клиенты звонят в банк с вопросами о списании средств из-за своей невнимательности. Например, оплатили изменение прописки ип и забыли об этом. Или расплатились за товар, но его еще не получили.
Комментариев пока нет
Комментарии